Вебинар «Психолого-педагогические аспекты взаимодействия ОО с родителями в современных условиях»
05.05.2018, 12:41
Автор
вебинара: Хлебникова
Маргарита Витальевна, педагог-психолог
Продолжительность: 1 час 20 минут Для кого
предназначен вебинар:
воспитатели и педагоги Данный
вебинар, победитель конкурса вебинаров, который проводился на образовательном
портале «Мой университет». Конструктивного
взаимодействия с семьей — это важнейшее условие обеспечения целостного развития
личности ребенка. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если
образовательное учреждение знакомо с воспитательными возможностями семьи
ребенка, а родители имеют представление об организации, которой доверяют воспитание
и обучение своего ребенка. Существующие
на сегодняшний день подходы к работе с родителями не всегда эффективны, потому
что за последние годы потребности нашего общества, детей и родителей трансформировались
и привычные формы обучения, воспитания и организации взаимодействия с ними уже
не так эффективно работают. Встает вопрос об изучении существующих и поиске
новых форм работы с родителями, разработке новых подходов к построению
сотрудничества между образовательными организациями и родителями, развития у
педагогов и родителей необходимых компетенций. На вебинаре
слушатели узнают, как создать условия для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию взаимодействия педагогов и родителей.
Рассматриваемые
на вебинаре вопросы:
№
Вопрос/тема
Содержание
1
Проблемное
поле взаимодействия образовательной организации (ОО) и современной семьи. Как проявляются проблемы?
Вступление. Взаимодействие
ОО и семьи – это взаимосвязь воспитателей, педагогов и родителей в процессе
их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе
стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи – источник и важный
механизм их развития и развития ребенка. Но это желаемое, идеальное. А что же
на самом деле? Взаимодействие семьи и школы в последние годы ухудшается. Почему?
Давайте попробуем в этом разобраться. Упражнение с
участниками/слушателями вебинара «Мой
взгляд на мои отношения». Цель: помочь
участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с
родителями, определить
существующие проблемы, которые можно разрешить. Размышления
ведущего и слушателей вебинара над вопросами: 1.Зачем педагогам взаимодействовать
с родителями? Что не устраивает нас педагогов во взаимодействии с родителями? 2.Как хотелось бы изменить ситуацию? 3.Зачем родителям взаимодействовать
с ОО и педагогом? 4.Что не устраивает родителей во
взаимодействии с педагогами? 5.Как хотелось бы изменить ситуацию? 6.Уязвимые места в работе школы с
родителями
2
Официальные основания необходимости
взаимодействия образовательной организации с семьей
Установки
ФГОС ДОО, НОО, ОО. Какие
основные задачи стоят перед образовательным учреждением по работе с
родителями? Формирование
ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной
политики Российской Федерации, закрепленных в «Концепции государственной
семейной политики до 2025 года». Приоритет семейного воспитания является лейтмотивом проекта «Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». В законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что участниками
образовательных отношений являются, в том числе и родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся. Реализация Федерального Государственного Образовательного стандарта не может
быть осуществлена в одностороннем порядке – только образовательными
учреждениями. На помощь должна прийти семья - первый и основной институт,
который напрямую связан с формированием личности ребенка.
3
Психологические
аспекты взаимодействия семьи и школы в современных условиях
Смысловые
основания необходимости взаимодействия семьи с образовательной организацией.
Необходимость перехода от парадигмы воздействия педагогов на родителей к
парадигме взаимодействия семьи и школы:
вместе против
проблемы, а не против друг друга.
4
Несколько эффективных техник
для бесконфликтного
взаимодействия с родителями. Бонус
для слушателей
Техника
«Я – высказывание» Позиция
«адвоката» «Принцип
сэндвича» Памятка «Эффективные
педагогические коммуникации» «Техника
педагогической безопасности поведения в разговоре с родителями»
5
Формы
работы с родителями
Традиционные
формы работы с родителями. Коллективные формы: §родительские
собрания, §круглые
столы, §конференции, §экскурсии
по саду, §анкетирование, §дискуссии. Наглядно-информационные формы: §видеофильмы, §фотовыставки, §выставка
детских работ, §стенды, §папки-передвижки. Индивидуальные формы: §беседы, §консультации, §заочные
консультации. На
сегодняшний день эти формы работы с родителями стали малоэффективны и требуют
творческого переосмысления. Родители должны быть включены в
процесс самостоятельного открытия знаний, у родителей должна быть возможность
обсуждать и решать свои проблемы в кругу других родителей, обмениваться
мнениями и опытом позитивного решения тех или иных проблем, возникающих в
процессе воспитания. 1.В каких сферах (вопросах) может
проявляться сотрудничество с семьей? §вопросы
физического развития ребенка, подготовки к школе, §вопросы
обучения и воспитания ребенка, 2.Как необходимо общаться с
родителями, а родителям с педагогами? §на
равных, быть партнерами, как с коллегами, §прийти
к доверительному, душевному общению, 3.Кому принадлежит ведущая роль в
организации общения с родителями? 4.Как сформировать у родителей
установку на контакт с воспитателем, педагогом, классным руководителем в
целом? (заинтересованность в успешном развитии ребенка) 5.Как заинтересовать родителей? 6.Как сделать работу эффективной? Различные
конкурсы, проекты, тренинги, круглые столы и деловые игры лучшим образом
решают проблемы взаимодействия и раскрытия педагогического потенциала семьи. 1.Какие новые формы взаимодействия
необходимо разработать? 2.Что вы можете предложить? Формы работы с родителями: §массовые, §индивидуальные, §наглядно-информационные, §посещение
на дому, §работа
с «трудными» семьями, §тренинги, §мастер-классы, §родительские
клубы, §деловые
ролевые игры, §квест-игры. Сотрудничество
образовательной организации с семьями детей с ограниченными возможностями
здоровья.